Психосоциальная депривация/аутодепривация

Сейчас слово депривация широко используется как в повседневной речи, так и в качестве научного термина, который вне зависимости от области своего применения означает главным образом состояние лишения, утраты чего-то очень важного, необходимого. В биологии, например, термином пищевая депривация обозначают принудительное голодание, термином двигательная депривация — лишение возможности двигаться. Депривация сна, сенсорная депривация — психологические термины, используемые для обозначения соответствующих лишений. В психологии развития словом депривация обозначают дефицит сенсорных и социальных стимулов, который чреват искажением интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. Термин социальная депривация обычно употребляют для обозначения либо обездоленности, когда речь идёт о распределении социальных благ и возможностей, либо изоляции в учебно-воспитательных или исправительных учреждениях. Под психосоциальной депривацией мы понимаем состояние, при котором индивид волею тех или иных обстоятельств лишён возможности осуществлять свою родовую функцию... Как таковое, данное состояние — это, разумеется, не только лишение, но и фрустрация целого ряда соответствующих потребностей. С учётом изложенного выше относительно особенностей воспроизводства Homo sapiens в структуре психосоциальной депривации резонно различать два основных фрустрационных компонента: фрустрацию влечений эротических и фрустрацию влечений социальных [60].

Если человека лишить чего-то необходимого для его нормальной жизнедеятельности, последняя окажется, конечно, расстроенной. Так что по своей сути любая депривация болезнетворна. Вопрос лишь в мере значимости того, чего человек лишён. Лишение воздуха, воды, пищи ведёт к быстрой гибели. Лишение сна почти столь же губительно. Всё это довольно очевидно. Гораздо менее очевидна потребность человека в постоянном информационном взаимодействии с внешней средой. Однако в ходе многочисленных экспериментов по сенсорной депривации твёрдо установлено: для нормального функционирования мозга, ему необходима постоянная сенсорная стимуляция. Что касается значения для человека социальных контактов, то об этом наиболее красноречиво свидетельствуют истории детей, выросших в отрыве от человеческого общества. Как известно, ни в одном из таких случаев не удалось придать человекообразному существу истинно-человеческие качества. Но это значит, что социальная стимуляция, постоянный контакт с другими людьми суть обязательные факторы нормального развития человека, а социальная депривация исключает его.

Если принять в расчёт представленные выше соображения о фундаментальной системообразующей роли функции продления рода, легко понять сколь велико значение постоянной связи с другими людьми и с обществом и для взрослого человека. Ведь осуществление этого естественного предназначения возможно только при наличии такой связи. С социальной депривацией сталкиваются люди разного возраста и по разным причинам. Почти всех она касается, например, после выхода на пенсию, когда прерываются производственные связи и возникает ощущение ненужности. Для узников тюрьмы изоляция от общества — испытание не менее лёгкое, нежели испытание голодом, жаждой или болью. По-видимому, для многих молодых людей вполне аналогичным испытанием является служба в армии [43]... Всё это довольно очевидно, но следует ещё раз обратить внимание на то, что психосоциальная депривация отнюдь не тождественна депривации социальной. Например, отшельник, то есть человек, для которого высшим символом надындивидуальной организации является бог, путём самоизоляции от общества (а это — социальная депривация) фактически усиливает связь с ним, так что никакой психосоциальной депривации у него нет. К сожалению, ситуация с отшельником практически уникальна, и куда больше примеров прямо противоположного свойства, когда очевидные признаки социальной депривации отсутствуют, а психосоциальная депривация налицо. Исследования В.Э. Франкла [69] убедительно свидетельствуют о том, что зачастую потеря смысла и цели существования (очевидные симптомы эротической дисфункции) связаны с мировоззренческой позицией человека, которая предопределяет развитие психосоциальной аутодепривации в ответ либо на те или иные социальные стимулы, либо на их утрату. Здесь мы снова возвращаемся к фундаментальному понятию о функции продления рода. И нелишне отметить ещё раз: для человека его предназначение отнюдь не сводится к рождению детей и их воспитанию. Оно предполагает постоянное зиждительное взаимодействие с близкими людьми и с социумом, в ходе которого человек, реализуя свою индивидуальность, действует на благо других и испытывает удовлетворение от своих усилий. Острое лишение возможности быть полезным и получать знаки признания своей полезности запускает антропоптоз. И одним из основных способов самоликвидации является аутодеструктивное поведение. Именно этот механизм обнаруживается в наркологических паттернах.

<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59