Концепция коммуникатора

Важнейшей теоретической предпосылкой Role Switching является концепция Коммуникатора.

Как известно, термин коммуникация используется для обозначения общения и как состояния, и как процесса. Этимологически это вполне оправдано, ибо латинское слово «communicatio» означает: 1) сообщение; 2) риторическое обращение, предполагающее ответ. Рассматривая коммуникацию как процесс, надо совершенно ясно различать его объективную и субъективную стороны [60].

Что касается объективной стороны дела, то, взаимодействуя как индивиды, участники коммуникации (далее они называются партнёрами — от фр. partenaire) обнаруживают собственные интересы и удовлетворяют собственные потребности. Понятно, что они отчасти тождественны, то есть являются общими. В меру этой части коммуникация удовлетворяет всех и не таит в себе конфликтов. Однако другую часть образуют различающиеся потребности, среди которых есть как взаимно дополнительные, так и противоречащие друг другу. Если коммуникация сводится в основном к удовлетворению противоречащих потребностей, она чревата конфликтом и потенциально болезнетворна для партнёров.

Далее речь пойдёт главным образом о субъективной стороне дела.

Все потребности общения можно свести к двум базовым:

  • потребность в приспособлении к партнёру;
  • потребность в приспособлении партнёра к себе.

Эти потребности выражают социальную природу человека и обеспечены соответствующими генетически детерминированными способностями общения. Каждый из нас способен изменяться под воздействием социальной среды; каждый способен оказывать адекватное воздействие на других людей... Здесь мы подошли вплотную к очень важному для Role Switching понятию о фундаментальной раздвоенности социально-психологической натуры человека.

Aктор (лат. actor? исполнитель). В теории мотивационного анализа этот термин используется для обозначения совокупности способностей, которые позволяют субъекту оказывать формирующее воздействие на других людей.

Спект>a тор (лат. spectator ? наблюдатель, созерцатель, зритель, исследователь). Этот термин используется для обозначения определённости субъекта способностями, которые позволяют ему адекватно воспринимать формирующее воздействие партнёра (шире социальной среды), приспосабливаться к нему, подстраиваться, понимать. Однако ошибочно было бы думать, что способность воспринимать предполагает лишь пассивность: воспринимающий субъект активен, ибо восприятие предполагает удовлетворение соответствующей потребности...

Коммуникатор. ? Актор и Спектатор вместе образуют инструмент, предназначенный для взаимодействия с другими людьми, да и вообще с социальной средой. Для его названия и используется термин коммуникатор (лат. communicator ? участник). Сообразно своему двухчастному строению Communicator функционально может находиться в двух крайних состояниях, соответствующих доминированию одной из этих частей.

Коммуникативные состояния субъекта в целом и роли. — Поскольку человек ? существо фундаментально общественное, Коммуникатор «включён» почти постоянно. Вследствие такого положения нам свойственно переживать как коммуникативные любые состояния. При этом, однако, среди всего множества различных состояний можно выделить ряд собственно коммуникативных ? по сути. Это состояния, при которых коммуникация является основным направлением активности субъекта. В каждом из них Communicator интероцептивно определён в основном праобразом той или иной стадии развития, а экстероцептивно праобразом подходящего атропоморфного персонажа. Для обозначения таких, собственно коммуникативных состояний используется термин роль (фр. role). Роль ? это и коммуникативное состояние субъекта в целом, и, главное, состояние Коммуникатора. Здесь надо обратить внимание на то, что для каждой возрастной стадии существует лишь пара соответствующих ей монолитных ролей, когда определение состояния в целом и определение Коммуникатора совпадают. Во всех остальных случаях человек актёр (фр. acteur), ибо, находясь в одном биологическом состоянии, соответствующем возрасту, он имитирует другое играет роль.

Основные роли составляют два дополнительных ряда: роли Aктора и роли Спектaтора. Поскольку роли зиждутся на присущих всем нам интероцептивных праобразах стадий развития и соответствующих им экстероцептивных праобразах партнёров, постольку основные формы суть следующие:

«ребёнок» («мальчик», «девочка»);

«отрок» и «отроковица»;

«юноша» и «девушка»;

«мужчина» и «женщина»;

«отец» и «мать»;

«дедушка» и «бабушка»;

«старик» («старец») и «старуха» («старица»).

Каждая из этих основ предполагает две противоположные роли: «Актора» и «Спектатора». Так, взрослый человек может общаться с другими людьми из двух монолитных, то есть соответствующих его возрасту ролей: «взрослый как Актор», «взрослый как Спектатор». При других обстоятельствах он может играть другие роли: например, как Актор — «ребёнка»; как Спектатор — «юношу» и т. д. и т. п. Как правило, возможность быть разным реализуется не широко, но всегда реализуется. При этом обычно характер коммуникации сильно определён теми или иными интраперсональными противоречиями. Так что, например, сознательно человек может стараться быть взрослым мужчиной, соответствовать возрасту, а бессознательно играет то как Актор роль «отца», то как Спектатор роль «мальчика». Во всех таких случаях общение обычно затруднено, а зачастую конфликтогенно и потенциально болезнетворно. Особым образом должно отметить две следующие закономерности:

  • Опредмечивание ролей совершается в основном в соответствующих возрастах, а потому каждая из них когнитивно всегда воспроизводит и тогдашние реальные отношения, и черты партнёров.
  • При естественно-возрастном переходе на следующую стадию развития человек вынужден опираться на уже сформировавшиеся роли, а потому, во-первых, невольно имитирует того или иного соответствующего персонажа; во-вторых, может испытывать большие трудности, если отношения с этим персонажем были конфликтными и отождествление с ним отвратительно.

Большинство ролей предполагает актуальность нескольких экстероцептивных праобразов партнёра. То, какой именно праобраз используется для коммуникации, определено либо свойствами реального партнёра, либо заострёнными потребностями индивида. Более всего основным ролям соответствуют следующие праобразы:

Роль

Праобраз партнёра

«ребёнок»

Родитель (главным образом Мать)

«отрок»

Отрок

«юноша»

Юноша

Учитель

«молодой»

Сексуальный партнёр

«родитель»

Ребёнок

Родитель

«пожилой»

Юноша

Пожилой

«старый»

Взрослые

   

Коммуникация осуществляется с помощью разных средств, хотя основное — язык. При этом нередко для удовлетворения одних потребностей субъект использует речь, а для удовлетворения других (в то же время) — другие способности: жесты, мимику, физический контакт и т. п. В таком случае коммуникация очевидным образом расщеплена на вербальную (словесную) и невербальную. Если человек реализует в общении несколько ролей, диагностировать это можно, только принимая в расчёт все используемые им средства.

Таковы практически наиболее важные понятия концепции коммуникатора.



<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59