Глава 2. «Аутентизм»

Аутентизм — особое мировоззрение, которое возникло в России в конце 80-х годов. Его основу образует принцип аутентичности, согласно которому гармоничное существование предполагает соответствие всего и вся в нём истинной природе конкретного человека. При этом признаётся, что факт человеческих различий не менее важен, нежели факт всечеловеческого родства. Поскольку генетически детерминированные различия касаются и когнитивной сферы, аутентизм существует в виде двух взаимно-дополнительных версий: теистической и атеистической. Теистическая версия зиждется на метафизически обоснованной вере в существование Всевышнего Субъекта, тогда как атеистическая исключает это понятие ввиду отсутствия соответствующего достоверного опыта. Обе они исходят из наличия внутренней (субстанциальной) связи всего и вся, и этим радикально отличаются от идеологических систем, фактически отрицающих наличие такой связи. Каждый человек принимает для себя ту версию аутентизма, которая представляется ему наиболее истинной. Ниже изложены обе. Поскольку в основных понятиях они совпадают, а первая (теистическая версия) представлена довольно детально, описание атеистической дано лишь в самом общем виде.

Теистическая версия


1. Практически очевидная ценность аутентизма по сути состоит в утверждении, что человек — существо, развивающееся в бессмертное... — Восприятие этой концепции позволяет строить жизнь вопреки тлетворному влиянию кризисного общества, противостоять антикультуре, преодолеть зависимость от того или иного яда. Все другие понятия данного раздела, призваны лишь объяснить, почему «бессмертие души» — правда.

2. Чтобы дальнейшее было достаточно понятно, прежде всего надо принять к сведению, что, на взгляд аутентиста, материализм и идеализм (спиритуализм, теизм) — взаимно-дополнительные познавательные позиции. Поэтому в аутентизме многие проблемы рассматриваются и так, и этак. Например, Мир = Универсум рассматривается и как саморазвивающаяся система, и как Творение, Объект (Процесс), предполагающий существование Всевышнего Субъекта — Творца...

3. Основные зиждительные понятия. — По существу они образуют связку, хотя на первый взгляд никак не предполагают друг друга.

3.1. Мир — целое, система. — Для того чтобы столь огромная система могла существовать, ей должна быть присуща внутренняя связь всего со всем — связь внепространственная и вневременная (= трансцендентная). На сей день есть не только умозрительные, но и научные основания утверждать о наличии такой связи. Древнее представление философов о субстанции (лат. substantia — сущность), как первооснове Мира, сейчас обретает новую жизнь.

Аутентистам Мир представляется не совокупностью разрозненных вещей и явлений, а именно системой, более того — необъятно большим живым Существом... Живым Мир является хотя бы уже по той причине, что существует земная Жизнь, что сами мы живы. — Поскольку же Земля — неотъемлемая часть Мирового Целого, постольку Жизнь фактически присуща Ему...

Будучи живым Организмом, то есть Существом, Мир имеет и свою Душу. Иными словами, подобно любому другому существу, Мир — волитель, субъект.

3.2. Бог — Субъект Мира. — Представленные выше соображения призваны объяснить, почему в одной из двух своих версий аутентизм — мировоззрение теистическое (от греч. ??? — бог). Однако, утверждая о существовании Всевышнего Субъекта, Бога-Творца, аутентисты, приверженные этой идее, в то же время утверждают, во-первых, о непостижимости Его промысла, во-вторых, о том, что Ему нет дела до судьбы отдельного человека. Отсюда следует принципиальное согласие с известным мнением: «На Бога надейся, но сам не плошай!..»

Пояснение. Бог — твёрдая основа жизни, если человек живёт и действует в соответствии с естественным (= богоданным) строем своего тела, своей души. Если же жить и действовать вопреки своей природе, молитвы — бесплодны. — Человек замыслен свободным существом (об этом ниже), а потому должен полагаться не столько на Бога, сколько на собственный разум. И важнейшее разумное действие состоит в приведении своего образа жизни в соответствие с богоданной природой.

3.3.«Всё течёт, всё меняется...» — Миру присуще самодвижение. — Иными словами: Творение продолжается, и оно направлено к предопределённой цели...

О том, что изменчивость — одно из основных свойств реальности, известно каждому. А вот о том, что Мир в целом постоянно изменяется и что отсюда происходят важные следствия, задумываются, конечно, не все... Однако уже древним мыслителям это было очевидно. Во всяком случае, почти у всех народов есть предания о развитии Мира. Представление аутетистов на сей счёт таково: Мир устремлён в своём развитии к некой конечной цели... развитие осуществляется стадийно (этапно)... человек — существо, способное к творчеству, — основа нового этапа Творения...

...В принципе изменение любой системы предполагает фазу эволюции, то есть постепенного накопления несущественных новшеств, и фазу революционного преобразования, в результате которого система обретает совершенно новое строение. В случае живых существ данная закономерность оборачивается явной стадийностью их развития. Вот, например, стадии развития яблони: семечко, побег, плодоносящая яблоня, яблоко. Сколь различно строение этого растения на разных стадиях!.. Или вот другой пример — стадии развития насекомого: яйцо, гусеница, куколка, крылатое насекомое... Сколь различно строение и этого существа на разных стадиях... Хорошо известно, что различие строения на разных стадиях является не только внешним, — каждой стадии присущи и свои строительные элементы (особые клетки)...

Мир развивается также стадийно. Древние греки назвали предыдущую стадию «Хаос», нынешнюю — «Космос»; грядёт «Одухотворённый Мир», в котором основным зиждительным элементом становится разумное, духовное существо, способное к творчеству. — На предыдущих этапах Творения Всевышний Субъект (= Бог-Творец) действовал в основном непосредственно, а сейчас нуждается в орудии: ни самолёты, ни компьютеры, ни какие-либо другие плоды научно-технического прогресса не могли появиться иначе, как посредством разумного существа. Но что есть разум? — Разум — это способность постигать реальность вплоть до её первооснов, то есть до субстанции. Фактически данная способность означает принципиальную открытость человеческой души непосредственно на Всевышнего и выход за пределы пространства-времени...

3.4. Человек — существо, развивающееся в бессмертное. — И по какой причине? — Разумность человека предполагает способность не только постигать реальность в индивидуальном опыте, но и, прежде всего, способность опираться в своей деятельности на опыт других, накопленный в виде знаний. Современная цивилизация зиждется на знании. При этом передача опыта осуществляется посредством языка. Поскольку же знаний становится всё больше и больше, постольку на их освоение требуется всё больше времени. Так что сей путь явно имеет предел. Судя по многим признакам, нынешняя цивилизация уже подошла к этому пределу и дальнейший научно-технический прогресс будет сильно ограничен современным способом передачи знаний. Но по своей природе человек способен к иному...

...Как указано выше (3.3), разум по сути открыт на субстанцию, а потому в принципе человек способен обращаться непосредственно к знаниям других людей, к опыту современников и предшественников. Означенная открытость известна с незапамятных времён, ибо сам план всеобщего знания был открыт прежде всего как духовный. Посредством субстанции Человечество — единый Организм со своей всеобщей Душой и с всеобщим знанием. К этому знанию можно обращаться, если развить соответствующие способности. Их резонно называть духовно-психологическими... Так вот, по мнению аутентистов, дальнейшее Творение предполагает опору на всё более и более широкое знание, а потому обращение к духовно-психологическим возможностям. Сейчас они недоразвиты и угнетены, ибо индивидуализм означает духовно-психологическую изолированность, замкнутость... Но этот тип организации общества будет неизбежно отброшен как полностью изживший себя. — Грядёт гуманистическое общество — такая цивилизация, которая все свои силы направит на всестороннее развитие человека. При этом духовно-психологическое развитие естественно окажется основным. Человек будущего — существо с открытым духовным взором...

— А при чём тут бессмертие?

— Вопрос об устройстве Мира во времени — один из самых сложных. Не имея возможности серьёзно обсуждать его, можно ограничиться достаточно точной аналогией. — Мир развивается во времени подобно тому, как растёт дерево: как новые веточки происходят из старых и далее опираются на них — так настоящее происходит из прошлого и вечно опирается на него... Иными словами, за пределами сознания (оно привязано к настоящему) существует бесконечное прошлое и каждый из нас коренится в нём, а значит наследует... Знания, опыт, обретённые здесь и сейчас, становятся опорой нового существования. Но происходит не только накопление опыта, — куда важнее духовно-психологическое развитие, совершенствование самого человека. Существо с открытым духовным взором развивается в каждом из нас... То же можно сказать ещё так: в каждом из нас есть бессмертное начало, из которого вырастает человек будущего. По своей природе он не беспамятен, ибо духовно открыт и вширь, и вглубь Творения — в прошлое. Ты — его прошлая жизнь. Это подобно тому, как для тебя детство — ранний собственный опыт. И так же, как ребёнок созидает в себе взрослого, каждому из нас надо сознательно воспитывать в себе бессмертное существо.

— Почему же оно бессмертное?

— Потому что полноценное развитие духовно-психологических способностей означает способность к практическому преемству личности, иными словами — к духовно-психологической непрерывности существования...

Резюме к п. 3. — Дальнейшее Творение предполагает развитие существа, открытого духовно-психологически на знания, опыт и современников, и предшественников. Такая открытость означает, в частности, духовно-психологическое бессмертие.

Следствие. — Каждому человеку стоит исходить в устроении своей жизни не столько из факта физической смертности, сколько из понимания того, что жизнь — это возможность развития себя в качестве бессмертного духовного существа. А такое развитие напрочь отметает все виды дурмана, предполагает освобождение из плена антикультуры как таковой.


<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59