Глава 1. Основные понятия Role Switching

К сожалению, категориальный аппарат психологической концепции, положенной в основу Role Switching, весьма громоздок, так что представить его в сжатом виде сложно. Читателю, желающему серьёзно познакомиться с самой этой концепцией, следует обратиться к монографии С.П. Семёнова. А здесь должно лишь указать на те фундаментальные понятия, осмысление которых практически необходимо для эффективного освоения теории (RS):

  • Понятие о том, что законы целого являются определяющими как для биологии человека, так и для его психологии.
  • Понятие о том, что организм — целеустремлённая система.
  • Понятие о биологических стадиях развития человека, о дискретности онтогенеза.
  • Понятие о том, что субъективное суть «бытие-для-себя» живого существа и, следовательно, его организация облигатно отражает биологическую.
  • Понятие о том, что структурно-дискретная организация психики детерминирована в основном генетически, что её фундамент образуют, с одной стороны, экстероцептивные праобразы внешней человеку объективной реальности; с другой — интероцептивные праобразы состояний организма, среди которых важнейшими являются состояния, соответствующие стадиям возрастного развития.
  • Понятие о коммуникаторе, как особом психическом органе, посредством которого люди взаимодействуют друг с другом из определённых им коммуникативных состояний, то есть ролей.
  • Понятие о том, что, в отличие от других живых существ, человек обеспечивает свою жизнеспособность полагаясь на знания, убеждения и что поэтому лжезнания и иррациональные убеждения патогенны1.
  • Понятие о том, что болезнетворные расстройства общения возникают чаще всего либо вследствие использования неадекватных ролей, либо по причине психологического застревания в одной из них.

В силу ограниченности замыслом этой книги из восьми указанных выше понятий ниже детализированы лишь четыре: понятие о целеустремлённости организма, понятие о стадиях развития, теория коммуникатора, понятие о патогенных когнициях.

Понятие о том, что организм — целеустремлённая система

Со времён Клода Бернара (1878 г.) и Уолтера Кеннона (1929 г.) организм представляется физиологам главным образом как система способная поддерживать постоянство своего состава и строения. И действительно, сформулированное У. Кенноном понятие о гомеостазе [4] — одно из основных для современной физиологии. Однако не менее важным должно быть понятие о том, что организм на протяжении всего своего существования является целеустремлённой системой; иными словами — имеет определённое предназначение [62]... Это достаточно очевидно с позиции эволюционной теории, согласно которой организм любого живого существа — исторический плод «естественного отбора». Как известно, последний сводится к тому, что в условиях постоянной борьбы за существование доживают до возраста половой зрелости и передают свои признаки потомству лишь особи, достаточно приспособленные к среде обитания... Используя концепцию «естественного отбора» в качестве объяснительного принципа совершенства живых существ и особенностей их строения, важно обратить внимание на то, что механизм отбора работает в отношении любых полезных свойств и признаков лишь при условии, что особь способна произвести потомков. Поэтому фактически базисной системообразующей функцией является репродуктивная. Но если дело обстоит таким образом, вот соответствующая формула: жизнь — бытие целеустремлённое и целеподчинённое, при этом естественно-биологическая цель заключается в продлении рода; родовая функция цементирует весь организм; соответствие ей — залог нормального течения жизни, а расстройство ведёт в болезнь [63]. Первым, кто обратил внимание на всю важность такого положения вещей, был З. Фрейд. Созданный им психоанализ, пусть в крайне сексуализированном виде, установил причинную связь между коллизиями эротической (=родовой) самореализации индивида и различными психоневрологическими нарушениями.

Понятие о генетически детерминированных стадиях развития.

Что касается факта стадийности развития живых существ, этапности реализации генетической программы, то сам по себе он известен давно. Достаточно напомнить о биогенетическом законе Э. Геккеля... Стадийность pазвития — один из наиболее фундаментальных законов биологии, значение которого в медицине пока явно недооценивается. Чтобы проиллюстрировать принципиальную важность вопроса, кажется уместным предпослать описанию отдельных стадий развития человека примеры стадийности развития других живых существ.

Вот первый пример — из энтомологии: насекомое на начальной стадии развития — яйцо; на следующей — «гусеница»; на другой — «куколка»; на заключительной — крылатое половозрелое насекомое... Как поразительно различны все эти живые существа и в своём строении, и физиологически, и по образу жизни!.. А ведь это всего лишь разные стадии развития одного и того же насекомого...

Вот второй пример — из зоологии земноводных: в начале своего жизненного пути лягушка — икринка; потом она превращается в «головастика», являющегося «вегетарианцем»; а после метаморфозы перед нами уже хищница: лягушку питается не растениями, а насекомыми и червями. — Сколь велико различие и здесь!..

Думается, приведенных примеров достаточно, чтобы определить следующие понятия:

  • развитие живых существ происходит стадийно;
  • каждой стадии развития присуще особое анатомо-физиологическое строение;
  • на разных стадиях своего развития живое существо ведёт себя по-разному, иначе говоря, имеет свой образ жизни...
  • поскольку психика суть «бытие-для-себя живого существа», постольку психология разных стадий, по-видимому, тоже различна.
Два последних понятия (о различиях в образе жизни и в психологическом строении), если их экстраполировать на жизнь людей, имеют особое значение именно для теории и практики психотерапии. Поскольку это является достаточно очевидным, рассмотрим по аналогии ещё один чрезвычайно важный вопрос, касающийся проблемы здорового образа жизни: что будет, если «гусеница» станет порхать с цветка на цветок, а «бабочка» — грызть капустные листья?.. что будет, если головастик станет охотиться на червей, а лягушка — пытаться есть растения?.. По-видимому, во всех этих и подобных им случаях возникнет болезнь — из-за несоответствия образа жизни генетически детерминированным способностям живого существа. Конечно, в случае насекомых и лягушек поставленный вопрос является опять-таки совершенно надуманным, ведь их поведение инстинктивно, то есть детерминировано генами... А вот в отношении человека он не только уместен, но и совершенно необходим. — В отличие от всех других живых существ, человек руководствуется не столько инстинктами, сколько разнородными когнициями2, выражающими его культурную природу. Культура суть опыт, передаваемый из поколения в поколение. И, к сожалению, в современной культуре господствует тенденция игнорирования генетических различий. Так что сейчас очень много болезненных проблем, да и болезней, которые коренятся в противоречии между генетическими свойствами индивида и усвоенным им образом жизни. Фактически культурогенные болезни — особая категория нозологических форм [58], применительно к которым психотерапия, ориентированная на коррекцию когнитивной сферы и образа жизни, является едва ли не основным методом лечения. При этом задача когнитивно-поведенческой коррекции, как правило, сочетана с другой, не менее важной задачей — оздоровительной реконструкции личности пациента. — Причина понятна: душевная организация людей, подобно образу их жизни, тоже в огромной степени обусловлена социокультурными обстоятельствами индивидуального развития и может сильно противоречить биопсихологическому строению. В таком случае патогенным является не только поведение человека, противоречащее нуждам его организма, но и организация его собственной психики... Будет ли здорова «гусеница», если она всей душой устремлена в полёт — на поиски полового партнера?.. и будет ли здорова лягушка, если она, желая омолодиться, будет всей душой уподоблять себя головастику?.. Очевидно, что в любом подобном случае психическая организация оказывается не только не соответствующей физическому строению, но и болезнетворной. Для животных поставленный вопрос, безусловно, фантастичен, но для людей он вполне реален: человеку во всех возрастах психологически доступно душевное строение других стадий... Сплошь и рядом встречаются пациенты, болезнетворная проблема которых именно в том и состоит, что их психологический строй относится в основном к другой стадии развития. И единственный способ лечения таких больных — психотерапия. При этом психотерапевт должен хорошо различать особенности отдельных стадий развития и понимать природу расстройств, которые имеют место, когда душевный строй явно противоречит биологическому возрасту [61]. Поскольку эта книга имеет узкоспециальный характер, излагать здесь пространно общетеоретические сведения неуместно, так что заинтересованному читателю следует почерпнуть их из уже помянутой монографии «Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия». А здесь — лишь весьма кратко об основных стадиях развития человека и характерных для них чертах.

Младенец. — Это первая стадия постнатального развития, простирающаяся от рождения до года. По своим анатомо-физиологическим свойствам младенец — существо совершенно неспособное к самостоятельному существованию, поэтому представляется допустимым приписывать ему лишь единственную психологическую интенцию — потребность в матери. Состояние «младенца» — это состояние полной беспомощности, когда вся ответственность за поддержание жизни лежит на матери. У взрослых людей подобное состояние имеет место только при тяжёлых психических и физических недугах. Однако в ряде случаев наблюдается и психологически обусловленное «бегство» в состояние «младенец»...

Детство. — Эта стадия развития начинается с того возраста, когда человек оказывается уже способным потреблять не только материнское молоко, но и другие продукты питания и самостоятельно передвигаться. Верхняя граница детства — начало полового созревания (10‑11 лет). Не останавливаясь на анатомо-физиологических особенностях детей, отметим те психологические черты, которые наиболее очевидно выделяют их состояние из других возрастных. Если говорить о главных потребностях, то они суть следующие:

  • Потребность в матери, как потребность в универсальном факторе жизнеобеспечения и комфорта.
  • Потребность в отце, как потребность в расположенном к ребёнку справедливом «судье» и покровителе.
  • Потребность в информации о физической, социальной, культурной среде... Дети — известные «почемучки»!

Ребёнок, как особая стадия развития, — эпоха и плод реализация той части генетической программы, которая ответственна за формирование гомеостатических свойств организма в конкретных условиях жизни. При этом едва ли не главным свойством ребёнка является его способность подстраиваться к требованиям среды. А в качестве основных ваятелей человека естественным образом выступают его родители.

По причине полового диморфизма психологическое состояние, соответствующее стадии Ребёнок, у мужчин и женщин существенно различно.

Подросток. — Данная стадия развития, простирающаяся от 10–11 до 15–16 лет, обособлена половым метаморфозом, в ходе которого осуществляется подчинение организма детородной функции. Психология подросткового возраста разработана достаточно детально, так что останавливаться на этих общеизвестных сведениях нет необходимости. Поэтому заострим внимание лишь на том, что подросток — именно особая стадия развития, такая же особая, как кокон в истории насекомых. Соответствующее ей психологическое состояние у лиц мужского и женского пола естественно различно. Если взрослый человек застревает в подростковом состоянии, его проблема всегда обнаруживает, с одной стороны, известное разделение отроков и отроковиц на два лагеря; с другой социальную незрелость.

Юность. — Это стадия развития, определённая порой полового созревания — в возрасте от 15–16 до 22-х лет. Обычно к 16 годам наступает некоторое успокоение развития: переживания, сопровождающие сексуализацию3 организма становятся менее болезненными, а отношения с окружающими более ровными. Такое относительное успокоение и означает начало юности. На протяжении этой стадии человек постепенно достигает полной половой зрелости, обретает в той или иной мере практически все важнейшие интеллектуальные способности, определяет поприще своего социального служения. Психологическое состояние, соответствующее юности, имеет ясные гендерные4 характеристики. Наиболее характерное психоэмоциональное явление — влюблённости.

Детородный возраст. — Это длительный период, на протяжении которого человек остаётся способным к деторождению. Для женщины он начинается с момента достижения ею полной половой зрелости, когда женщина оказывается способной зачать ребёнка, выносить беременность, родить и выкормить малыша. Как известно, эти способности сохраняются вплоть до прекращения менструального цикла и, следовательно, дотоль же простирается детородный возраст. Для мужчин он начинается тоже с момента достижения полной половой зрелости, когда мужчина оказывается способным вступить в интимную половую связь, оплодотворить женщину, создать семью и воспитать ребёнка. Заканчивается детородный возраст в связи с потерей способности к оплодотворению. На протяжении всего этого периода и женщины и мужчины могут находиться в двух весьма различных психофизиологических состояниях. Для обозначения одного из них вполне подходящим является термин Родитель, а для другого более или менее подходят биологические термины Самка (для женщин) и Самец (для мужчин).

Состояние Родитель — это состояние, которое базируется на основе генетической системы, ответственной у женщин за вынашивание беременности, лактацию и комплекс родительских инстинктов. Данная система в известной мере присуща и мужскому генотипу, ведь у каждого мужчины есть все хромосомы, свойственные женщинам. Однако половые различия соответствующего психологического состояния весьма велики, так что «Отец» и Мать» — это две совершенно различные социально-психологические роли.

Что касается состояния, определённого как самкаи самец, то оновыражает именно половые различия, которые, как известно, связаны в основном с различием «Х» и «Y» хромосом.

Пожилой возраст. — Это особая стадия развития не только потому, что у женщин её начало ясно связано с прекращением детородных способностей, но ещё и особым комплексом психофизиологических свойств. В психологическом строе пожилого человека едва ли не основной системообpазующей интенцией является трансляция культуры и своего опыта. В связи с этим для «пожилых» первостепенное значение, кроме заботы о собственном здоровье (что вполне понятно) и семье, имеет социальный интерес — забота об обществе. В Role Switching для обозначения психологических состояний, соответствующих данной стадии развития мужчин и женщин, используются термины «Сеньор» и «Сеньора».

Старость. — Пожилой возраст заканчивается достижением человеком гораздо более статичной организации, каковой представляется старость. Главная психологическая особенность этой стадии заключается в доминировании сакральных интересов... Старый человек — человек, открытый на духовную реальность (на континуум субъективной реальности), волей-неволей озабоченный вопросами, которые ставит угроза возможно скорой смерти, и озадаченный сакральным. Важно понимать, что половые различия не исчезают и в старости, так что «Старец» и «Старица» отнюдь не тождественны друг другу.

Итак, вот перечень основных психологических состояний, соответствующих возрастным стадиям развития: «Мальчик» и «Девочка»; «Отрок» и «Отроковица»; «Юноша» и «Девушка»; «Самец» и «Самка»; «Отец» и «Мать»; «Сеньоp» и «Сеньоpа»; «Стаpец» и «Стаpица».


1 Это понятие существенно сближает RS с рационально-эмоциональной психотерапией А.Эллиса [Эллис].

2 Когниции (от англ. cognition) — знание, плод познавательной деятельности.

3 Сексуализация (фр. sexualisation) — придание сексуального характера чему-либо.

4 Гендерные — от англ. gender род, пол.



<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59