Глава 1. Основные понятия Role Switching
К сожалению, категориальный аппарат психологической концепции, положенной в основу Role Switching, весьма громоздок, так что представить его в сжатом виде сложно. Читателю, желающему серьёзно познакомиться с самой этой концепцией, следует обратиться к монографии С.П. Семёнова. А здесь должно лишь указать на те фундаментальные понятия, осмысление которых практически необходимо для эффективного освоения теории (RS):
- Понятие о том, что законы целого являются определяющими как для биологии человека, так и для его психологии.
- Понятие о том, что организм — целеустремлённая система.
- Понятие о биологических стадиях развития человека, о дискретности онтогенеза.
- Понятие о том, что субъективное суть «бытие-для-себя» живого существа и, следовательно, его организация облигатно отражает биологическую.
- Понятие о том, что структурно-дискретная организация психики детерминирована в основном генетически, что её фундамент образуют, с одной стороны, экстероцептивные праобразы внешней человеку объективной реальности; с другой — интероцептивные праобразы состояний организма, среди которых важнейшими являются состояния, соответствующие стадиям возрастного развития.
- Понятие о коммуникаторе, как особом психическом органе, посредством которого люди взаимодействуют друг с другом из определённых им коммуникативных состояний, то есть ролей.
- Понятие о том, что, в отличие от других живых существ, человек обеспечивает свою жизнеспособность полагаясь на знания, убеждения и что поэтому лжезнания и иррациональные убеждения патогенны1.
- Понятие о том, что болезнетворные расстройства общения возникают чаще всего либо вследствие использования неадекватных ролей, либо по причине психологического застревания в одной из них.
В силу ограниченности замыслом этой книги из восьми указанных выше понятий ниже детализированы лишь четыре: понятие о целеустремлённости организма, понятие о стадиях развития, теория коммуникатора, понятие о патогенных когнициях.
Понятие о том, что организм — целеустремлённая система
Со времён Клода Бернара (1878 г.) и Уолтера Кеннона (1929 г.) организм представляется физиологам главным образом как система способная поддерживать постоянство своего состава и строения. И действительно, сформулированное У. Кенноном понятие о гомеостазе [4] — одно из основных для современной физиологии. Однако не менее важным должно быть понятие о том, что организм на протяжении всего своего существования является целеустремлённой системой; иными словами — имеет определённое предназначение [62]... Это достаточно очевидно с позиции эволюционной теории, согласно которой организм любого живого существа — исторический плод «естественного отбора». Как известно, последний сводится к тому, что в условиях постоянной борьбы за существование доживают до возраста половой зрелости и передают свои признаки потомству лишь особи, достаточно приспособленные к среде обитания... Используя концепцию «естественного отбора» в качестве объяснительного принципа совершенства живых существ и особенностей их строения, важно обратить внимание на то, что механизм отбора работает в отношении любых полезных свойств и признаков лишь при условии, что особь способна произвести потомков. Поэтому фактически базисной системообразующей функцией является репродуктивная. Но если дело обстоит таким образом, вот соответствующая формула: жизнь — бытие целеустремлённое и целеподчинённое, при этом естественно-биологическая цель заключается в продлении рода; родовая функция цементирует весь организм; соответствие ей — залог нормального течения жизни, а расстройство ведёт в болезнь [63]. Первым, кто обратил внимание на всю важность такого положения вещей, был З. Фрейд. Созданный им психоанализ, пусть в крайне сексуализированном виде, установил причинную связь между коллизиями эротической (=родовой) самореализации индивида и различными психоневрологическими нарушениями.
Понятие о генетически детерминированных стадиях развития.
Что касается факта стадийности развития живых существ, этапности реализации генетической программы, то сам по себе он известен давно. Достаточно напомнить о биогенетическом законе Э. Геккеля... Стадийность pазвития — один из наиболее фундаментальных законов биологии, значение которого в медицине пока явно недооценивается. Чтобы проиллюстрировать принципиальную важность вопроса, кажется уместным предпослать описанию отдельных стадий развития человека примеры стадийности развития других живых существ.
Вот первый пример — из энтомологии: насекомое на начальной стадии развития — яйцо; на следующей — «гусеница»; на другой — «куколка»; на заключительной — крылатое половозрелое насекомое... Как поразительно различны все эти живые существа и в своём строении, и физиологически, и по образу жизни!.. А ведь это всего лишь разные стадии развития одного и того же насекомого...
Вот второй пример — из зоологии земноводных: в начале своего жизненного пути лягушка — икринка; потом она превращается в «головастика», являющегося «вегетарианцем»; а после метаморфозы перед нами уже хищница: лягушку питается не растениями, а насекомыми и червями. — Сколь велико различие и здесь!..
Думается, приведенных примеров достаточно, чтобы определить следующие понятия:
- развитие живых существ происходит стадийно;
- каждой стадии развития присуще особое анатомо-физиологическое строение;
- на разных стадиях своего развития живое существо ведёт себя по-разному, иначе говоря, имеет свой образ жизни...
- поскольку психика суть «бытие-для-себя живого существа», постольку психология разных стадий, по-видимому, тоже различна.
Младенец. — Это первая стадия постнатального развития, простирающаяся от рождения до года. По своим анатомо-физиологическим свойствам младенец — существо совершенно неспособное к самостоятельному существованию, поэтому представляется допустимым приписывать ему лишь единственную психологическую интенцию — потребность в матери. Состояние «младенца» — это состояние полной беспомощности, когда вся ответственность за поддержание жизни лежит на матери. У взрослых людей подобное состояние имеет место только при тяжёлых психических и физических недугах. Однако в ряде случаев наблюдается и психологически обусловленное «бегство» в состояние «младенец»...
Детство. — Эта стадия развития начинается с того возраста, когда человек оказывается уже способным потреблять не только материнское молоко, но и другие продукты питания и самостоятельно передвигаться. Верхняя граница детства — начало полового созревания (10‑11 лет). Не останавливаясь на анатомо-физиологических особенностях детей, отметим те психологические черты, которые наиболее очевидно выделяют их состояние из других возрастных. Если говорить о главных потребностях, то они суть следующие:
- Потребность в матери, как потребность в универсальном факторе жизнеобеспечения и комфорта.
- Потребность в отце, как потребность в расположенном к ребёнку справедливом «судье» и покровителе.
- Потребность в информации о физической, социальной, культурной среде... Дети — известные «почемучки»!
Ребёнок, как особая стадия развития, — эпоха и плод реализация той части генетической программы, которая ответственна за формирование гомеостатических свойств организма в конкретных условиях жизни. При этом едва ли не главным свойством ребёнка является его способность подстраиваться к требованиям среды. А в качестве основных ваятелей человека естественным образом выступают его родители.
По причине полового диморфизма психологическое состояние, соответствующее стадии Ребёнок, у мужчин и женщин существенно различно.
Подросток. — Данная стадия развития, простирающаяся от 10–11 до 15–16 лет, обособлена половым метаморфозом, в ходе которого осуществляется подчинение организма детородной функции. Психология подросткового возраста разработана достаточно детально, так что останавливаться на этих общеизвестных сведениях нет необходимости. Поэтому заострим внимание лишь на том, что подросток — именно особая стадия развития, такая же особая, как кокон в истории насекомых. Соответствующее ей психологическое состояние у лиц мужского и женского пола естественно различно. Если взрослый человек застревает в подростковом состоянии, его проблема всегда обнаруживает, с одной стороны, известное разделение отроков и отроковиц на два лагеря; с другой социальную незрелость.
Юность. — Это стадия развития, определённая порой полового созревания — в возрасте от 15–16 до 22-х лет. Обычно к 16 годам наступает некоторое успокоение развития: переживания, сопровождающие сексуализацию3 организма становятся менее болезненными, а отношения с окружающими более ровными. Такое относительное успокоение и означает начало юности. На протяжении этой стадии человек постепенно достигает полной половой зрелости, обретает в той или иной мере практически все важнейшие интеллектуальные способности, определяет поприще своего социального служения. Психологическое состояние, соответствующее юности, имеет ясные гендерные4 характеристики. Наиболее характерное психоэмоциональное явление — влюблённости.
Детородный возраст. — Это длительный период, на протяжении которого человек остаётся способным к деторождению. Для женщины он начинается с момента достижения ею полной половой зрелости, когда женщина оказывается способной зачать ребёнка, выносить беременность, родить и выкормить малыша. Как известно, эти способности сохраняются вплоть до прекращения менструального цикла и, следовательно, дотоль же простирается детородный возраст. Для мужчин он начинается тоже с момента достижения полной половой зрелости, когда мужчина оказывается способным вступить в интимную половую связь, оплодотворить женщину, создать семью и воспитать ребёнка. Заканчивается детородный возраст в связи с потерей способности к оплодотворению. На протяжении всего этого периода и женщины и мужчины могут находиться в двух весьма различных психофизиологических состояниях. Для обозначения одного из них вполне подходящим является термин Родитель, а для другого более или менее подходят биологические термины Самка (для женщин) и Самец (для мужчин).
Состояние Родитель — это состояние, которое базируется на основе генетической системы, ответственной у женщин за вынашивание беременности, лактацию и комплекс родительских инстинктов. Данная система в известной мере присуща и мужскому генотипу, ведь у каждого мужчины есть все хромосомы, свойственные женщинам. Однако половые различия соответствующего психологического состояния весьма велики, так что «Отец» и Мать» — это две совершенно различные социально-психологические роли.
Что касается состояния, определённого как самкаи самец, то оновыражает именно половые различия, которые, как известно, связаны в основном с различием «Х» и «Y» хромосом.
Пожилой возраст. — Это особая стадия развития не только потому, что у женщин её начало ясно связано с прекращением детородных способностей, но ещё и особым комплексом психофизиологических свойств. В психологическом строе пожилого человека едва ли не основной системообpазующей интенцией является трансляция культуры и своего опыта. В связи с этим для «пожилых» первостепенное значение, кроме заботы о собственном здоровье (что вполне понятно) и семье, имеет социальный интерес — забота об обществе. В Role Switching для обозначения психологических состояний, соответствующих данной стадии развития мужчин и женщин, используются термины «Сеньор» и «Сеньора».
Старость. — Пожилой возраст заканчивается достижением человеком гораздо более статичной организации, каковой представляется старость. Главная психологическая особенность этой стадии заключается в доминировании сакральных интересов... Старый человек — человек, открытый на духовную реальность (на континуум субъективной реальности), волей-неволей озабоченный вопросами, которые ставит угроза возможно скорой смерти, и озадаченный сакральным. Важно понимать, что половые различия не исчезают и в старости, так что «Старец» и «Старица» отнюдь не тождественны друг другу.
Итак, вот перечень основных психологических состояний, соответствующих возрастным стадиям развития: «Мальчик» и «Девочка»; «Отрок» и «Отроковица»; «Юноша» и «Девушка»; «Самец» и «Самка»; «Отец» и «Мать»; «Сеньоp» и «Сеньоpа»; «Стаpец» и «Стаpица».
1 Это понятие существенно сближает RS с рационально-эмоциональной психотерапией А.Эллиса [Эллис].
2 Когниции (от англ. cognition) — знание, плод познавательной деятельности.
3 Сексуализация (фр. sexualisation) — придание сексуального характера чему-либо.
4 Гендерные — от англ. gender род, пол.