Патогенные когниции

В отличие от других методик когнитивно-поведенческого направления (рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса [5]; когнитивная терапия А. Бека [2; 21]; моделирующая терапия [17; 18; 19] и др.), Role Switching является технологией, в которой наряду с другими видами патогенных когниций таковыми считаются также различного рода суеверия, заблуждения и установки, противоречащие природе человека. По своему происхождению они в большинстве своём являются следствием не столько ошибок познания, сколько некритического восприятия болезнетворных элементов современной культуры, которые в совокупности образуют особый её пласт — антикультуру [64]. Далее феномен антикультуры обсуждается отдельно. А здесь представляется важным указать лишь на то, что болезни наркологического профиля в сущности своей являются одним из классов культурогенных болезней, то есть болезней, развивающихся под влиянием соответствующих болезнетворных феноменов массовой культуры.

Глава 2. Структура психотерапевтического курса

Технология Role Switching — подход высокотехнологичный, поэтому структура психотерапевтического курса может быть представлена достаточно детально.

Общепринятые этапы диагностики, планирования и лечения в случае RS содержательно сводятся к следующему:

  1. Диагностика осуществляется в виде мотивационного анализа.
  2. Психотерапевтические мероприятия планируют, исходя из полученного аналитического представления об особенностях личности пациента и природе его проблем1;
  3. Психотерапия осуществляется на основе понятия о ролях и в общем случае предполагает, во-первых, доведение до сознания пациента природы его проблем; во-вторых, рационально-суггестивную содержательную коррекцию ролей и образа жизни; в-третьих, если возможно — switch, то есть переключение в адекватную роль, и наработку этой роли.

Мотивационный анализ2

Что касается мотивационного анализа (далее используется аббревиатура — МА), то это метод, являющийся близким аналогом трансактного анализа [60]. В то же время он вполне оригинален, так как опирается на уже представленную в общих чертах особую психологическую теорию. МА — метод в основном и главным образом диагностический, то есть метод распознавания проблемы. Как таковой, он сводится к двум основным операциям: к сбору всесторонних сведений о пациенте и к формированию целостного представления о нём путём соотнесения полученных сведений с системообразующими понятиями принятой психологической теории. Такое соотнесение осуществляется естественным образом уже в процессе сбора информации. Анализ? — Да, анализ, то есть разложение полученных сведений сообразно системообразующим понятиям. Но именно это разложение позволяет составить целостное представление о человеке и о природе его проблем.

Операционная система понятий

В сжатом виде операционная система понятий мотивационного анализа выглядит следующим образом.

  • Основу системы образует понятие о том, что, какими бы ни были актуальные мотивы, каждый из них всегда выражает организацию субъекта в целом. Поскольку же диахронный аспект психофизиологической организации явно не менее значим, нежели синхронный, постижение природы любой аномалии мотивационной сферы предполагает исследование всего онтогенеза. При этом необходимо иметь в виду, что структуры, формирующиеся на ранних этапах развития, естественно предопределяют формирование всех более поздних. А это значит, что в истории всякого человека самыми важными фактами являются обстоятельства младенчества, детства и отрочества...
  • Следующее понятие: все психологические качества человека, так же как и его физические качества, зиждутся на соответствующих генетических задатках и, следовательно, ими детерминированы. Генетически предопределёнными являются, в частности, и душевные состояния человека, и его субъективные реалии. Праформы, праобразы, лежащие в их основе, по ходу жизни просто конкретизируются, опытно опредмечиваются.
  • Коммуникативные состояния, то есть состояния, находясь в которых люди общаются друг с другом, суть роли. Они определены, с одной стороны, интероцептивными праобразами стадий развития; с другой — экстероцептивными праобразами партнёра.Всякий человек в любом возрасте может и сам находиться в любом коммуникативном состоянии, и воспринимать определённого им партнёра. В случае застревания в одной из ролей или отчуждения роли, адекватной возрасту, имеет место расстройство коммуникации, чреватое патогенными проблемами.
  • Особенности коммуникаций реального персонажа более всего зависят от того, как и кем именно (людьми каких свойств) были опредмечены основные антропоморфные праобразы в его индивидуальной истории. Поскольку чаще всего проблема, по поводу которой осуществляется мотивационный анализ, так или иначе связана с расстройством общения, дело и сводится в основном к достаточно тщательному изучению круга и обстоятельств коммуникации на протяжении жизни; главным образом — в детстве. При этом, чтобы генезис той или иной проблемы был понятен, надо иметь в виду ещё следующее:

> Освоение состояний, определённых антропоморфными праобразами, осуществляется путём идентификации с соответствующими прототипами на основе способности к подражанию (к имитации). Личность человека и его мотивационная сфера могут оказаться аномальными, во-первых, вслед за прототипом; во-вторых, вследствие нарушения идентификационного процесса. Важнейшие события в ходе самого этого процесса определения ролей происходят в возрасте от 3-х до 5–6 лет (Эдипов период3), когда осуществляется первичное опредмечивание основных праобразов родовой функции. Первое из них сводится к психологическому обособлению ребёнка от матери путём определения себя ролью «ребёнка», а её — ролью «матери». В то же время отец обретает однозначное определение «отца». Закрепление родителей в их родительских ролях сопровождается десексуализацией образов всех участников «треугольника» (мать-ребёнок-отец) путём вытеснения4 ролей «самец» и «самка». Осуществление любого из этих психологических событий может быть затруднено самыми разными обстоятельствами. Если по каким-то причинам ясного определения основных ролей нет, практически неизбежно формирование той или иной патологической проблемы, которая зачастую образует фундамент предрасположенности к наркологическим заболеваниям.

> Нельзя упускать из виду и то, что до возраста умственной зрелости, то есть до 21–22‑х лет человек крайне внушаем, и потому бессознательно усваивает стереотипы окружающих. Как правило, образ жизни и все его патогенные составляющие восприняты человеком от окружающих бездумно, без критики...

> Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что при отсутствии прототипа, необходимого для опредмечивания того или иного праобраза, оно может осуществляться фантазийно. Содержание же фантазий более всего определено ранним опытом и образно-чувственными ассоциациями... Так что недооценивать их ни в коем случае нельзя.

  • Ещё одно важное понятие: в мотивационном анализе деятельность субъекта принято понимать через его потребности. — Чем бы ни занимался человек, его деятельность всегда направлена на удовлетворение той или иной потребности. При этом надо иметь в виду, что только удовлетворение адекватными предметами дезактуализирует потребность.
  • Естественным механизмом преодоления препон на пути удовлетворения потребности является агрессия в их адрес. Если же препоны непреодолимы или труднопреодолимы, развивается субъективно тягостное состояние фрустрации. Острые фрустрации являются причиной многих ситуационно обусловленных нервно-психических расстройств, а длительные фрустрации в детском возрасте потребностей эротического ряда ведут к формированию инфантильных фрустрационных комплексов, лежащих в основе наиболее распространённых характерологических аномалий и аутоагрессии...

1 Перечень основных психологических факторов устойчивости патологических состояний представлен в докладе С.П. Семёнова «Концептуальная модель краткосрочной психотерапии на примере акупунктурного программирования» (см.: Семёнов С.П. Выступления, посвящённые акупунктурному программированию. — СПб., 2004).

2 Надо иметь в виду, что на сей день термин «мотивационный анализ» используется в различных дисциплинах. Так, например, в этологии мотивационным анализом называют технику исследования поведенческих актов [Лоренц]

3 В психоанализе Эдипов возраст — то же, что фаллическая стадия, которая простирается от 3 до 5 лет. Согласно представлениям З. Фрейда, на этой стадии складывается так называемый Эдипов комплекс — упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребёнка, направленных на родителей. «В своей так называемой позитивной форме этот комплекс развёртывается так же, как история царя Эдипа, и предполагает желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. В негативной форме, напротив, это любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола» (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. — М.: Высш. Шк., 1996. — 623 с.).

4 Пользуясь психоаналитическим термином «вытеснение», мы вкладываем в него несколько иной смысл: речь идёт главным образом о дезактуализации, обусловленной удовлетворением потребностей опредмечивания соответствующих праобразов. — Естественное созревание нервно-психических функций актуализирует эротические праобразы в возрасте 3–6 лет, и ребёнок обнаруживает соответствующий интерес, который исчезает по мере опредмечивания этих праобразов. В случае нормального хода событий праобразы отца, матери, самки, самца опредмечиваются образами реальных родителей (прим. автора).



<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59