Изложенные выше понятия, если их мыслить взаимосвязанными, образуют костяк операционной системы мотивационного анализа.

3 версии MA

Вообще существует три версии МА: инициальная [59], психотерапевтическая [60] и широкая. Однако на деле в психотерапевтической практике чаще всего используется инициальная версия, частично дополненная психотерапевтической. Главное предназначение этой смешанной техники — дать человеку такое представление о его психологических проблемах, исходя из которого, он смог бы их преодолеть. Она рассчитана на постижение только проблем, возникших по причине тех или иных жизненных коллизий, патогенетическая роль которых может быть осознана пациентом. Основными слагаемыми такой техники являются потребностный анализ и анализ ролей.

Потребностный анализ сводится к всестороннему изучению деятельности человека и во внешнем, и во внутреннем планах на протяжении всей жизни. Такое исследование обнаруживает устойчивые направления его интересов, то есть доминирующие потребности. При этом зачастую оказывается, что наличная проблема зиждется либо на основе фрустрации какой-то значимой потребности, соответствующей паспортному возрасту, либо на основе инфантильного фрустрационного комплекса, то есть проблемогенной психологической структуры, сложившейся в детском возрасте. Что касается фрустрации актуальных потребностей, то об этом уже была речь. Для преодоления подобной проблемы, как правило, достаточно просто разглядеть причины фрустрации. А вот для постижения проблемы, зиждущейся на основе того или иного инфинтильного фрустрационного комплекса, необходимо довольно тщательно исследовать все обстоятельства истории развития. Такое исследование необходимо и в том случае, если проблема не является фрустрационной, но вырастает либо из аномалий общения в родительской семье, либо из унаследованных психологических аномалий родителей или других авторитетов. Решение этой задачи опирается на анализ ролей.

Анализ ролей подобен структурному анализу и анализу трансакций в трансактном анализе [3]. Отличие заключается лишь в ином понимании психологических явлений. Изучая коммуникации пациента, несложно установить по характерным признакам те базовые роли, из которых он взаимодействует с окружающими. Обнаружив либо застревание в одной или двух из них, либо отчуждение какой-либо роли, надо помочь пациенту осознать патогенное значение этого факта и показать его онтогенетическую природу. Во многих случаях такое осознание переживается пациентом как инсайт. А для врача понимание действительного патогенеза имеющих место расстройств делает возможным планирование и осуществление эффективных психотерапевтических мероприятий.

Лечебные мероприятия

Общий план лечения одинаков для всех больных, но содержание и значение каждого его пункта различно в зависимости от патогенеза. Стандартными же пунктами являются следующие:

  • Помощь пациенту в осознании патогенного значения тех фактов его личной истории, которые предопределили возникновение проблемы.
  • Доведение до сознания пациента необходимости расширения коммуникативных возможностей за счёт наработки недостающих ролей, освоения отчуждённых и содержательной коррекции используемых.
  • Содействие в освоении недостающих ролей (как правило, оно предполагает switch).
  • Оздоровительная коррекция стиля жизни за счёт обесценивания и устранения иррациональных когниций.

Что касается помощи пациенту в осознании патогенного значения тех или иных фактов его личной истории, то это психотерапевтическое мероприятие, как уже указывалось, осуществляется по ходу мотивационного анализа. Его самостоятельная ценность велика только в том случае, если пациент относится к категории людей, способных в достаточной мере опираться на знания. К сожалению, в большинстве случаев данная способность практически недостаточна. А это значит, что, даже верно осознав всё и вся, человек будет по-прежнему находиться под влиянием патогенных стереотипов, внушений, будет по-прежнему воспроизводить болезнетворную роль. В общем, переоценивать самостоятельное психотерапевтическое значение аналитического представления для самого больного не следует.

Что касается доведение до сознания пациента необходимости расширения коммуникативных возможностей, то это удаётся сделать в большинстве случаев, так как концепция ролей проста, понятна, а наличие и застревания в той или иной роли и отчуждения роли адекватной возрасту достаточно очевидны. Однако осознание необходимости наработки недостающих ролей, освоения отчуждённых и содержательной коррекции эксплуатируемых отнюдь не гарантирует успех дела, если для решения этих задач пациента предоставить самому себе. Эффективность не намного выше и тогда, когда пациенту просто предписывают целебную роль. Как правило, человек нуждается в рациональном и суггестивном содействии, оказывая которое, психотерапевт должен умело использовать адекватные задаче психотерапевтические роли. Концепция психотерапевтических ролей является важнейшей составной частью теории Role Switching. Согласно этой концепции, любая лечебная информация должна доводиться до пациента из наиболее подходящего коммуникативного состояния, то есть из наиболее подходящей роли, а сама коммуникация осуществляться настолько убедительно, чтобы пациент непроизвольно оказывался в дополнительной роли. Психотерапевтические роли суть то же, что и роли вообще, но их исполнение осуществляется методически с ясным пониманием внутреннего содержания и достаточно выразительно. Убедительность роли достигается не только навыками её игры, но также умелым использованием характерных внешних атрибутов и подходящего антуража [61]. Основные роли, подходящие для решения психотерапевтических задач в наркологической практике, представлены далее достаточно подробно в отдельной главе.

О необходимости оздоровительной коррекции стиля жизни за счёт обесценивания и устранения иррациональных когниций. — Согласно базовым представлениям Role Switching, любая роль реализуется сообразно её опредмеченности, то есть в соответствии с тем или иным пониманием, убеждениями, соображениями, навыками и стереотипами различного происхождения. Совокупность всех этих реалий когнитивной сферы сильнее всего определяет индивидуальный стиль жизни. При этом на деле многие из них являются дезадаптивными. Так что обычно без санации этой сферы не обойтись. И освоение новых ролей, и коррекция эксплуатируемых должны сопровождаться умалением иррациональных когниций и заменой их на рациональные. Эффективное решение этой задачи предполагает опору на адекватную роль, из которой можно осуществлять и рациональное, и суггестивное воздействие (Глава 3).



<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59