Глава 2. Нозоспецифичные паттерны и примеры их персонализации1

Как уже указывалось выше, антропоптоз, представленный в предыдущей главе, образует базисный компонент всех летиферных паттернов. При этом по своему содержанию он не является специфическим: заболевания наркологического профиля — это лишь одно из направлений социально-обусловленной самоликвидации человека. Суициды, неоплазмы, смертоносные болезни сердечнососудистой системы — вот далеко не полный перечень других направлений антропоптоза. Нозоспецифичным патогенный паттерн становится в связи с другим компонентом — программой. По нему различаются и основные заболевания наркологического профиля. Соответствующие патогенные когниции образуют особый пласт антикультуры — наркогенную культуру. Что касается индивидуальной восприимчивости к той или иной наркогенной программе и персональных особенностей паттерна, то ответ на оба эти вопроса следует искать уже в самом человеке — в оригинальном сочетании важнейших факторов его биологической и психологической организации. Иными словами, это вопрос предрасположенности (предиспозиции).

Наркогенная культура (когнитивные аспекты психогенеза отдельных нозологических форм)


Феноменом, который с каждым годом становится всё более массивным и опасным, и который, к сожалению, отнюдь не очевиден, является АНТИКУЛЬТУРА. Поскольку в теории мотивационного анализа под антикультурой понимается пласт культуры, оказывающей на людей болезнетворное действие, а другие авторы употребляют термин «антикультура» и с другими смыслами, например как синоним терминов «контркультура» или «массовая культура» [64], надо иметь в виду следующее. Термин «антикультура» употребляется с другим смыслом чаще всего там, где используют аксиологический (от др.-греч. ???? — ценность), то есть ценностный подход. А наш подход к понятиям культура и антикультура является скорее праксиологическим (от др.-греч ?????? — деятельность), предполагающим дефиницию данных категорий главным образом относительно человеческой деятельности. При этом антикультура представляется противоположной культуре не по причине того, что она является низкой, плохой, массовой или, наоборот, маргинальной, а только в силу своего негативного влияния на человека.

В отличие от всех других живых существ нашей планеты, человек опирается в своей жизнедеятельности не столько на инстинкты, то есть врождённые формы поведения, и даже не на стереотипы, то есть жёсткие формы поведения, выработанные в индивидуальном опыте, сколько на опыт, воспринятый от других людей, опыт, передаваемый из поколения в поколение. Придерживаясь праксиологической установки, такой опыт и резонно именовать словом культура (лат. cultura — воспитание, образование, развитие).

Основу культуры образует, разумеется, тот полезный опыт, который позволяет каждому человеку выживать и передавать жизненную эстафету. Однако транслируется не только полезный опыт, но отчасти и вредный. Вот этот-то вредоносный пласт культуры мы и называем антикультурой.

Имея в виду данные определения культуры и антикультуры, резонно задаться вопросом о том, какова природа последней. — Согласно нашему пониманию, истоки антикультуры находятся отчасти в несовершенстве самой человеческой природы, отчасти,в коммерческом искажении культуры по ходу её трансляции.

Что касается несовершенства человеческой природы в качестве одного из истоков антикультуры, то здесь имеются в виду главным образом присущие нам ошибки чувств и разума (когнитивные ошибки). Примером таких ошибок могут служить приятные переживания под действием ядов. Алкоголь, наркотики — всё это яды, но, потребляя их, человек испытывает приятные чувства, так что соответствующий опыт, естественно, передаётся из поколения в поколение, становясь элементом культуры.

Гораздо более важным и мощным истоком антикультуры являются не изъяны человеческого восприятия, а товарная денатурация культуры как таковой. Во всяком случае, пандемия культурогенных заболеваний вызвана не столько отягощением ошибками когнитивной практики человечества, сколько понятными процессами в современной культуре. К сожалению, господствующим пластом в ней становится антикультура. И этот процесс представляется вполне естественным. Как уже указывалось в главе, посвящённой антропоптозу, основная закономерность состоит в том, что по мере насыщения рынка товарами и услугами, предназначенными для удовлетворения нормальных человеческих потребностей, всё более выгодным становится производство всякой заведомо вредной запредельщины... А для этого необходимо, во-первых, формировать соответствующие потребности; во-вторых, избавиться от нравственных ограничений на производство вредного...

Формирование ненормальных потребностей означает прогрессирующую деформацию личности... При этом всё выгоднее воспитывать уже не просто маргиналов, но людей, предрасположенных к потреблению болезнетворных товаров, то есть потенциально больных людей...

1 От фр. personnalisation.


Лечение алкогольной зависимости в Санкт-ПетербургеЦентр "ВИТА" в Санкт-Петербурге
Как бороться с алкоголизмом в СамареЦентр "ВИТА" в Самаре
Лечение алкогольной зависимости в ВологдеЦентр "ВИТА" в Вологде
<
Телефон центров в Санкт-Петербурге:

(812) 997-28-94

Телефон в Москве:

(495)211-40-66 и 8-800-100-72-57

Бесплатный тел. по России

8-800-333-8482

Телефоны в г. Бишкек

Телефон:
+996 (312) 655-000
+996 (0555) 77-06-59