Глава 3. Наркогенные паттерны трёх известных писателей
Как указывалось выше (II, 2), в организации наркогенного паттерна можно выделить несколько уровней, и один из них составляют индивидуальные особенности. Они производны, с одной стороны, от биогенетических задатков человека, с другой — от обстоятельств его развития. Что касается биогенетических задатков, то обсуждение этого сложного вопроса не входит в план данной монографии. Что же касается превратностей судьбы, то их значение для определения индивидуальных особенностей наркогенного паттерна можно проиллюстрировать историями трёх известных литераторов, в той или иной мере пострадавших, кто от алкоголизма и курения, кто от наркомании. Почему эта возможность представляется наиболее удобной? — Дело в следующем: во-первых, художественные произведения всегда достаточно ясно выражают психологический строй писателя и, следовательно, присущий ему наркогенный паттерн тоже; во-вторых, биография позволяет установить природу его (душевного строя) особенностей. Таким образом, широкая известность произведений писателя и его истории делают ненужным специальное живописание личности. Поскольку данный раздел имеет только иллюстративное предназначение, представленный в нём материал сводится к общему описанию структуры того или иного наркогенного паттерна и биографическим сведениям, которые позволяют понять его природу. Никаких литературно-психологических аллюзий здесь нет.
Наркогенный паттерн Эрнеста Хемингуэя
О том, что Э. Хумингуэй курил сигары, трубку и был злостным пьяницей, который в конце концов застрелился, известно довольно широко. Формально его суицид проще всего объяснить психическим заболеванием, развившимся за год-полтора до гибели. Однако, познакомившись с биографией и творчеством этого знаменитого американца, нетрудно заметить, что Танатосом он был одержим фактически на протяжении всей своей жизни, и антропоптоз является едва ли не главным механизмом всей его истории. А она самым серьёзным образом предопределена, с одной стороны, фактическим индивидуализмом героя; с другой — отношениями, которые имели место в родительской семье.
Предполагать какую-то оригинальность воспринятой Эрнестом наркогенной программы нет фактических оснований. Что же касается известных особенностей её реализации (постоянное употребление большого количества всевозможных спиртных напитков, курение не просто табачных изделий, а именно сигар и трубки), то их происхождение довольно ясно связано с особенностями биографии писателя.
Основные биографические сведения, проливающие свет на природу и индивидуальную специфику наркогенного паттерна1
(Курсивом выделен материал, представляющийся психологически наиболее важным).
Хроника важнейших событий:
День рождения — 21 июля 1899 года, день самоубийства — 2 июля 1961 года;
1913 — 1917 — окончание High School в Оук-Парк и поступление на работу в редакцию «Kansas City Star»;
1918 — поездка на итальянский фронт Первой мировой войны в качестве санитара от Красного Креста, ранение, лечение в госпитале, влюблённость в медсестру Агнес фон Куровски, которая стала прототипом Кэтрин в романе «Прощай, оружие!»;
1920 — знакомство с Хедли Ричардсон;
1921 — женитьба на Хедли Ричардсон и поездка в Париж в качестве корреспондента «Toronto Star»;
1923 — первая поездка в Испанию, выход в свет сборника «Три рассказа и десять поэм», рождение сына Джона (Бамби);
1925 — знакомство с Полин Пфайфер;
1926 — выход в свет книг «Весенние воды», «И восходит солнце» («Фиеста»);
1927 — развод с Хедли и венчание с её подругой Полин, выход сборника «Мужчины без женщин»;
1928 — самоубийство отца, рождение второго сына Патрика;
1929 — выход в свет романа «Прощай, оружие!»;
1931 — поездка в Испанию в связи с работой над книгой «Смерть после полудня», рождение третьего сына Грегори;
1933-1935 — сафари в Африке и выход в свет романа «Зелёные холмы Африки»;
1936 — знакомство с Мартой Гелльхорн;
1937 — поездка в Испанию в качестве военного корреспондента и работа над сценарием «Испанская земля»;
1938 — работа над театральной пьесой «Пятая колонна»;
1939 — работа на Кубе над романом «По ком звонит колокол»;
1940 — развод с Полин и женитьба на Марте Гелльхорн;
1942-1944 — охота за немецкими подводными лодками на судне «Пилар», знакомство в Лондоне с Мэри Уэлш;
1946 — женитьба на Мэри Уэлш в Гаване;
1950 — выход в свет «За рекой, в тени деревьев»;
1951 — смерть матери;
1952 — публикация новеллы «Старик и море»;
1953 — поездка в Европу и на сафари в Африку;
1954 — две авиакатастрофы в Африке;
1957 — работа над романом «Праздник, который всегда с тобой»;
1959 — 60-летний юбилей;
1960 — тяжёлые приступы депрессии, лечение «электрошоком»;
1961 — 2 июля самоубийство.
1 Литературные источники: Хемингуэй Л. Эрнест Хемингуэй. Обречённый победитель / Лестер Хемингуэй. / Пер. с англ. В.И. Засорина. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 302 с. — (Великие имена); Паскуаль А. Эрнест Хемингуэй / Артуро Паскуаль, пер. с исп. А. Берковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. — 188 с. — (Биография и творчество).